Витражи Шартра


Исторические композиции

Искусство храмового витража в ряде случаев включало в свою сферу также композиции на историческую тематику. К выдающимся образцам такого рода принадлежит один из витражей хора в Шартрском соборе (ок.1225), посвященный событиям из истории Карла Великого. Несмотря на то, что жанрово-тематическая принадлежность этого произведения выходит из круга привычных сакральных образов, оно во многих моментах сохраняет с ними тесную связь. Тому содействуют также и номинальные предпосылки: Карл Великий принадлежал не только светской истории, он был канонизирован (правда, лишь в границах ахейского диоцеза); в витраже его изображениям сопутствует красный нимб. Также и в своем построении и характере повествования это создание витражного искусства во многом исходит из принципов, выработанных в житийных агиографических циклах, и, подобно этим последним, реализовано в формах многочастной композиции с клеймами-медальонами. Но, при всех этих очевидных сближающих признаках, здесь имеются и определенные отклонения от канонических форм. Во-первых, в отличие от житийных витражей с неукоснительным для них присутствием святого в каждом отдельном клейме, сам Карл Великий во многих изображенных эпизодах не фигурирует: тем самым показ событий времени его правления выходит за пределы их обязательной детерминированности волей и аурой императора, - они становятся событиями истории в более широком смысле. Во-вторых, общая тональность повествования отмечена здесь ударением на подчеркнуто действенной трактовке изображаемых событий: в противовес клеймам в житийных витражах с их статичностью и доминирующим благостно-созерцательным эмоциональным тоном, в истории Карла Великого сильнейший перевес имеют драматические эпизоды и динамические мизансцены, и в целом каноническая сторона в этом витраже явно отступает перед более свободными формами повествования.

Связь с сакральными основами здесь более всего проявляется в том, что условно можно назвать общей "структурной иконографией" - в самих очертаниях витражного окна со стрельчатым завершением, в его орнаментальном каркасе с разделением на клейма характерных форм, то есть в том, что сопричастно стилевым формулам готики. Однако и в этом пункте шартрский витраж обнаруживает свои индивидуальные особенности: в, казалось бы, уже ставших привычными комбинациях квадратных и круглых клейм здесь предлагается свой особый вариант.

История Карла Великого

Об этом свидетельствует трактовка центрального тематического и композиционного узла витража в виде суммы из нескольких эпизодов битвы войска Карла Великого с сарацинами. В плане геометрического рисунка комбинация эта выглядит необычно: от находящегося в центре сравнительно некрупного медальона в ромбической оправе отходят в стороны два очень крупных полукружия, казалось бы, вопреки логике обращенные дугами к центру, а своими вертикальными диаметрами упирающиеся в боковые края витражного обрамления. Каждое из четырех клейм в этих полукружиях вмещает эпизод жестокого боя с динамической ориентацией мизансцен не к средней оси витража, а в противоположную сторону - к его краям.

Тем самым композиционным импульсам внутри клейм придана резкая экстенсивная направленность - действие из них словно рвется за пределы витража. Однако ожидаемого распадения целого не происходит: ориентированный вовне разворот полукружий удерживается одним гораздо меньшим по размерам центральным клеймом. Происходит ярко выраженное динамическое разрешение композиционного конфликта с помощью находящегося в этом клейме эмблематически завершенного строго симметричного изображения двух сшибающихся на всем скаку конных рыцарей - христианского и сарацинского (причем победа христианского воина означена одной не сразу бросающейся в глаза подробностью: в параллельных линиях ударивших в щиты копий обоих противников заметен надлом копья сарацина). В трактовке же батальных эпизодов в остальных четырех клеймах мастер витража обнаруживает подлинную находчивость в последовательном уклонении от обычного мерного ритма вертикалей и горизонталей: персонажи представлены в самых разных наклонах и поворотах сообразно диктующим общий ритм круговым дугам клейм. Повсюду очевидно тяготение к излому линий, к смелому нагромождению фигур в группировках, к экспрессии взамен покоя и гармонии, к лапидарному контуру. И редкий для витражей зрелой готики примат выразительности рисунка: в общем динамическом узоре и в композиции каждого клейма рисунок перевешивает лучевую энергию цвета, в данном случае более сдержанного, чем обычно, без сильной звучности и без широкого разнообразия оттенков. К этому нужно добавить, что сетчатый узор фона между клеймами создает особый эффект вибрации, соответствующий возбужденному настрою повествовательных сцен. В целом же "История Карла Великого" выглядит примером органического использования языка собственно витражного искусства в сложном тематическом цикле, выходящем за пределы принятых иконографических и композиционных мотивов.

На главную страницу

Hosted by uCoz