Витражи Шартра


Западная роза Шартрского собора

Обзор шартрских витражей естественно начинается с ансамбля западной, фасадной стены, датируемой приблизительно 1145 годом. В плане историко-стадиальном этот комплекс для витражного искусства имеет такое же значение, какое для искусства монументальной скульптуры имеет близкий к нему по времени прославленный Королевский портал с внешней стороны той же стены. Оба ансамбля составляют несомненную параллель: оба кладут начало многосоставным монументальным композициям, явившимся исходными пунктами для поступательного движения в каждом из художественных видов. Как и Королевский портал, витражный комплекс западной стены еще не приведен к типологически завершенной программной и композиционной структуре, принятой к использованию в последующих храмовых постройках, но, при всем том, он являет собой капитальное образно развернутое решение.

Комплекс витражей западной стены включает в себя большую фасадную розу и расположенные под ней три вытянутых стрельчатых окна, самое широкое и высокое из которых расположено в середине, по оси общей композиции. Большая фасадная роза, программа которой основана на образах Страшного суда, еще не располагает принятым впоследствии составом частей во всем его объеме: в ней только два концентрических кольца с фигурами в клеймах, а центральной клеймо-четырехлистник с изображением Христа-судии по размерам не меньше, а больше периферийных клейм (в данном случае не используется мотив недосягаемой удаленности главенствующего образа в общей иерархической системе, для розы подобного строя он был бы неэффективен). Из-за массивного каркаса (составляющего характерную особенность наружного облика розы в композиции фасада) темные промежутки между клеймами здесь заметно шире, чем в южной и северной розах трансепта того же храма, - эти темные интервалы содействуют обособлению клейм внутри общего целого, подчеркивая свечение преобладающих в них белых и голубых тонов на фоне обширной площади темной стены.

Что же касается расположенных под розой окон, то приходится отметить некоторую неупорядоченность в проведении их содержательной программы и в композиционном распределении используемых в них изображений. Большое центральное окно оказалось предназначенным для многочастного цикла из двадцати девяти клейм с традиционными эпизодами евангельского повествования. Левое, южное окно представляет собой отдельный цикл из четырнадцати клейм со сценами Страстей. Композиция же правого, северного окна имеет своим объектом древо Иессеево - иконографически принятое изображение родословной Христа в мотиве древа с фигурами его избранных предков. Казалось бы, с точки зрения архитектонического равновесия комплекса западной стены было бы уместнее древо Иессеево - из-за особенностей его знаково-декоративного строя - поместить в центральном окне в качестве естественной оси всего ансамбля между двумя повествовательными циклами, - тем не менее оно оказалось отнесенным на край (по-видимому, из-за того, что для размещения многочисленных сцен евангельского цикла потребовалось окно с большей площадью). Примеры подобных отклонений от симметрии имеются и в колористическом построении ансамбля: в левом окне утверждается красочное многоцветие с перевесом желтого, красного и частично голубого, в центральном же и особенно в правом окне заметно преобладание голубого над другими оттенками.

Страсти Господни. Фрагмент

Нужно, однако, признать, что такого рода нарушения композиционной регулярности, выглядящие вполне органично в наружной| архитектуре готических храмов, но менее терпимые в рассчитанных на симметрию витражных ансамблях, в комплексе западной стены Шартрского собора в значительной степени погашаются за счет безусловной доминанты парящего над окнами геометрически правильного узорного светового круга большой фасадной розы.

К выдающимся образцам витражного искусства относятся южная и северная роза в торцовых фасадах трансепта Шартрского собора. Обе они могут служить свидетельством того, как в установившейся системе центра и клейм, окружающих его по трем концентрическим орбитам, возможны очень различные решения в плане тематической программы. Обе розы достигают в диаметре десяти метров.

На следующую страницу

На главную страницу

Hosted by uCoz