Витражи Шартра


Композиции с перевесом орнаментальных элементов

Своего рода типологическую антитезу к крупномасштабным однофигурным изображениям составляют те витражи, где ведущим элементом в плане образном и композиционном выступает орнаментальное начало, по отношению к которому собственно фигуративные слагаемые оказываются в подчинении. В качестве примера приведем частично рассмотренный выше витраж с изображением древа Иессеева в одном из трех высоких окон западной стены Шартрского собора (середина XII в.).

Соответственно тематическому назначению существо изображения составляет развитый до монументальных форм мотив растительного орнамента в виде самого родословного древа на голубом фоне, произрастающего, ветвящегося и покрывающегося цветами прямо у нас на глазах. Ствол его, вырастая из тела Иессея, отца Давида, образован из возвышающихся друг над другом пяти фигур библейских царей и увенчан фигурой Христа. Фронтальный силуэт каждого из царей вписан в широкий горизонтальный овал с дополнительными фигурами по краям, а завершающий композицию Христос помещен в ореоле из семи крупных цветочных бутонов. Все это множество мотивов пропорционально скомпоновано (так, что каждая из фигур точно попадает в середину прямоугольного клейма, образованного решеткой железных скреп) и естественно переходит в богатейший узор обрамления. В целом возникает композиция, в рамках которой даже безусловно доминирующий принцип абсолютной симметрии отнюдь не ведет к сухости и застылости, а, напротив, несет в себе чувство движения и живого роста.

Древо Иесеево

В этой органичности орнаментализированных форм еще по-своему ощутимы отголоски романики со столь значимой для нее стихией орнаментального плетения. В последующие десятилетия эти элементы получат в витражном искусстве собственно готическую интерпретацию.

В дальнейшей эволюции витража в развитых формах готики орнаментальное начало широко использовалось - в качестве общекомпозиционного принципа и в виде конкретных мотивов - в многочастных построениях с большим числом фигуративных эпизодов из Священного писания и агиографии. В витражах этого рода орнаментальный характер носят уже сами очертания сюжетных клейм в виде кругов, квадратов, трех- и четырехлистников и других порождений многолепестковых форм, которые, выступая в разнообразных комбинациях, складываются в сложно-прихотливый и в то же время строго упорядоченный узор. Помимо того, собственно орнаментальные мотивы занимают образующиеся в этих композициях промежутки между клеймами, выделяя и оттеняя фигуративные изображения в качестве фона для них. Такое активнейшее взаимодействие статического обрамляющего узора и фабульной стороны повествования естественно входит в творческий алгоритм мастера-витражиста: в широчайшем развитии этого принципа витраж превосходит все другие виды изобразительного искусства в готическую эпоху, не исключая миниатюры.

Но есть определенный тематический круг многочастных изображений, из которых повествовательный принцип практически исключен, а помещенные в них фигуративные мотивы выступают, в значительной мере, как мотивы иератически - орнаментализированные, составляя композиции особого рода.

На следующую страницу

На главную страницу

Hosted by uCoz