Искусство витража


Техника витражного искусства

XIII век стал временем, когда приемы изготовления расписных стекол были переработаны в стандартную технологию производства витражей. На протяжении готической эпохи применялись два типа витража - гризайльный (роспись оттенками какой-либо одной темной краски по набору из пластин и кусков бесцветного тонированного стекла) и многоцветный. В этой второй более распространенной технике куски стекла наподобие крупных кристаллов располагались по рисунку изображения и скреплялись между собой свинцовыми перемычками, образующими его линейные очертания.

Если говорить о витражной технике более подробно, то процесс изготовления расписных окон включал следующие этапы.

Как и всякий художник, витражист начинал свою работу с эскиза. Эскиз изготавливался в соответствии с пожеланиями заказчика и представлялся последнему на одобрение. Если композиция устраивала донатора, витражист переходил к главной части работы. Витражисты прежде всего переносили эскиз на деревянные панели тех же размеров, какие должен был иметь готовый витраж. Затем они наносили на этот рисунок основные контуры, по которым куски стекла предстояло скрепить свинцовыми полосами.

Окраска производилась в ходе изготовления самого стекла, в специальных цехах, когда в расплавленную массу добавлялись окислы различных металлов: отсюда возник термин - окрашенное в массе стекло. Для получения различных оттенков могли использоваться как окислы отдельных металлов, так и комбинированные. Например, для получения чистого синего цвета использовалась окись кобальта, но для окраски стекла в темно-синий окись кобальта соединяли с окисью марганца. Медь или железо применялись для получения зеленых оттенков; желтые оттенки давали марганец или железо. Красный получали при помощи окислов марганца с добавлением в незначительных количествах железа или меди.

Перед сборкой разрезанных стеклянных фрагментов они подвергались дополнительной обработке. Дополнительно на стеклянный набор с помощью кисти наносились штрихи черно-коричневой краски, лаконично моделирующие лица, руки, складки одежд, после чего расписное стекло вновь подвергалось обжигу. Благодаря этому краска, состоявшая из толченого стекла с металлическими пигментами, фиксировалась на гладкой поверхности стекла. Если обжиг проходил успешно, то роспись могла сохраняться под открытым небом веками.

Вплоть до начала 14 века в качестве основы для краски витражисты располагали только черной или коричневой гризайлью. Но затем в среде придворных французских живописцев, а согласно другим источникам, в Англии, была заново открыта серебряная краска (которая, впрочем, уже давно была известна исламским художникам). Это новшество быстро распространилось в соседние страны. Серебряная краска представляла собой сплав толченого серебра и сурьмы, к которому добавляли желтую охру и воду. Ее всегда наносили на внутреннюю поверхность стекла; при обжиге она сплавлялась со стеклом и давала прозрачную золотисто-желтую окраску. Серебряная протрава в зависимости от содержания количества серебра, температуры обжига, восприимчивости стекла меняла тональность от светло-желтой до оранжевой. Эта новая техника позволяла исполнять многие фрагменты композиций без включения новых кусков, соединенных тягами.

После обжига куски стекла выкладывали на деревянную панель с эскизом и скрепляли свинцовыми полосками длиной около 60 см, с профилем, имеющим форму положенной на бок буквы "Н". Получали их отливкой по шаблону. В 15 веке эта техника была усовершенствована, что позволило увеличить размеры шаблона. Мягкие свинцовые полоски, легко принимавшие форму контуров стекла, спаивали друг с другом, и они образовывали сетчатую несущую конструкцию, в которой удерживались все фрагменты витража. Наконец, эту конструкцию укрепляли тонкой железной арматурой и вставляли в оконную раму.

Способность стекла пропускать свет, а цветного стекла - пропускать, преображая его, делало витражное искусство созвучным исканиям эпохи раннего Средневековья в области познания божественной природы света. Свет был не просто связующим потоком между миром земным и миром горним, он являлся продолжением того божественного света, которым наполнены не только небеса и райские кущи, но и такие фундаментальные понятия монотеистических религий, как истина, дух и любовь. Мистическая сущность света, проникающего сквозь многоцветные стекла окон, была неисчерпаемым источником вдохновения для мастеров-витражистов. Свет, льющийся сквозь витражные окна и одухотворяющий священные божественные сюжеты в полусумраке храмов, был тем художественным свойством витражей, которым не обладал ни один другой жанр изобразительного искусства.

На главную страницу
Hosted by uCoz