Искусство витража


О природе витража

Историческая судьба витража как специальной художественной отрасли в своем роде уникальна. Уже само определение его видовой принадлежности в сравнении с другими отраслями лишено привычной четкости. Хотя основу его составляет фигуративное изображение на плоскости, витраж не может быть безоговорочно отнесен к отраслям живописи. Если исходить из его технических особенностей, то как стеклянная мозаика в металлическом каркасе (в чем очевиден расчет на сильнейший декоративный эффект) витраж с большим правом должен быть отнесен к числу подразделений прикладного искусства, а по своим функциональным и конструктивным качествам он может рассматриваться также и как элемент архитектуры. Ибо местонахождение витража имеет очень узкую локализацию - только оконные проемы разной конфигураций, в Средние века - преимущественно в церковных и (в меньшей мере) светских постройках. И здесь мы сразу сталкиваемся с характерной родовой особенностью витража - его ансамблевой природой: это отрасль, которая не способна функционировать автономно, она существует лишь как одна из слагаемых синтетического образа. Другие художественные виды и отрасли - произведения скульптуры, живописи, прикладного искусства - могут физически и образно фигурировать также и как самостоятельные объекты, без обязательной связи с архитектурой. Этого нельзя сказать о витраже - он неотрывен от архитектуры, вне которой он просто немыслим. Другая его специфичная сторона, но относящаяся уже к эволюционно-стадиальному кругу вопросов, - тот примечательный факт, что историческое время наиболее продуктивного действия витража приходится лишь на одну эпоху - на средние века, точнее на период ранней и высокой готики, то есть на хронологический отрезок, объединяющий вторую половину XII и XIII столетие. Как раз на этом этапе искусство витража переживает решающую типологическую трансформацию, обретая свой полнозначный статус: из одного из многих подразделений прикладного искусства витраж вырастает до уровня магистрального художественного вида, в принципе равноценного таким видам искусства, как архитектура и скульптура, и в такой же мере как они определяющего собой облик эпохи. Можно, правда, в связи с этим заметить, что в предшествующие времена, в искусстве Древнего мира тоже встречаются случаи возвышения какой-либо из отраслей прикладных художественных форм до уровня магистрального вида. Такова, например, чрезвычайно важная роль цилиндрических печатей в древнем Двуречье (в качестве своеобычного эквивалента развитой рельефной пластики) или же обширнейшего комплекса произведений греческой вазописи. Но подобные прецеденты не соизмеримы ни с колоссальной масштабностью созданий витражного искусства в готическую эпоху, ни с его мощным образным потенциалом и мерой направленного воздействия. В этом смысле, мировая история искусства не знала столь кардинального сдвига значимостей в эпохальных видовых структурах, в типологической иерархии входящих в них отраслей: живописный гений готической эпохи в большей степени, нежели в собственно живописных подразделениях - в монументальной фресковой росписи и в рукописной миниатюре - раскрылся в витраже. Именно витраж стал средоточием творческих сил высокой готики в кругу образов, сопричастных живописи, оттянув на себя новаторские творческие импульсы своего времени.

Ряд специфических основополагающих качеств витража как вида искусства определил его особую роль в идейно-образных функциях храмового комплекса и в его общем ансамблевом строе. Это, во-первых, своего рода абсолютный результат в реализации кардинального для готической системы формообразующего принципа сквозной структуры, чем, помимо максимально органичного вхождения витража в каркасный строй готического храма, был обусловлен эффект полной дематериализации воплощаемых образов и, тем самым, их наивысшее одухотворение. Во-вторых, должна быть отмечена переменчивая форма бытия витражных комплексов из-за неизбежных изменений в освещении в зависимости от движения солнца и от погодных условий. И, наконец, лучевое дальнодействие витражей: потоки света, прошедшие через многокрасочные стекла, насыщают пространство храма и ложатся цветными пятнами на стены, столбы, на пол, создавая в соборном интерьере совершенно особую эмоциональную атмосферу.

Но, при всех этих достижениях, срок высочайшего подъема витража был исторически непродолжительным. В максимуме своего значения витраж оказался порождением только одной эпохи: вне готики он утратил свой видовой статус и в дальнейшем, в последующие времена его ожидало неуклонное нисхождение, вплоть до полного изъятия этой отрасли из видовых структур, сложившихся на новых исторических этапах. Тем больший интерес представляют оригинальные витражные ансамбли готических храмов.

На главную страницу
Hosted by uCoz