Искусство витража


О проекте

Ныне, когда большинство готических витражных ансамблей стало жертвой времени и от прежнего величайшего богатства сохранилась лишь малая часть, нам нелегко представить себе во всей полноте гигантский массив созданий этого вида искусства. Наиболее полное представление о витражных ансамблях дает Шартрский собор. Общая поверхность, которую занимали витражи во множестве обширных проемов Шартрского собора, составляла в XIII столетии около 2600 квадратных метров. И именно Шартрский собор в отличие от прочих готических храмов сохранил основную часть витражных ансамблей. В настоящее время интерьер собора вмещает 173 витражные композиции общей площадью в две тысячи квадратных метров.

Представленная работа содержит обзор произведений витражного искусства на материале Шартрского собора, цель которого - дать примерный срез используемых в этой художественной отрасли типологических форм на стадии высшего подъема данного вида искусства в пору ранней и зрелой готики. Выбор приводимых ниже примеров диктуется стремлением выдвинуть на первый план произведения разнотипного характера, свидетельствующие о многообразии решений во французском витражном искусстве в плане их тематики и конкретной стилистики. Анализ конкретных витражных ансамблей предваряет общая характеристика витража как художественной техники: ее исторические корни, существование в веках, средневековые технологии производства, связь витражного искусства с богословскими концепциями Средневековья, а также обзор художественных средств, которыми оперировали мастера-витражисты.

Необходимо сказать о уже имеющихся работах, посвященных витражному искусству и витражам Шартра в частности. Е. И. Ротенберг в своей книге "Искусство готической эпохи" отводит специальную главу исследованию французского готического витража. Он анализирует весь спектр художественных средств из арсенала мастеров-витражистов и все разнообразие типологических форм на примере шартрских витражных окон. Работа Ротенберга одно из немногих всеобъемлющих исследований на данную тему, и автор представленного проекта опирался, главным образом, на указанный труд. Большинство же медиевистов, в лучшем случае, только намечают общую эволюцию стиля в витражном искусстве, как Ц. Г. Нессельштраус , В. Н. Тяжелов или А. Губер, М. Доброклонский, Ю. Колпинский в своей статье о французском средневековом искусстве .

Лучше, нежели вопросы стиля, освещена техническая и организационная сторона производства витражей. Материалы по этой теме содержатся, в частности, в уже упомянутой статье Ротенберга; работе О. А. Лясковской "Французская готика XII-XIV веков" ; статье Е. А. Шликевич, помещенной в каталоге выставки западноевропейских витражей и проектных рисунков к витражам XV-XVII веков в Государственном Эрмитаже . Среди иностранных исследователей следует отметить работу "Готические витражи" Бригитты Курманн-Шварц , где изучаются не только технические вопросы (к сожалению, автор, говоря о средневековом витраже, приводит уже более позднюю схему изготовления витражей, когда на смену "окрашенному в массе стеклу" приходит прозрачное стекло), но исследуется сам процесс распространения витража в средневековой Европе и анализируются региональные особенности этого вида искусства.

Наконец, К. М. Муратова рассматривает идейно-философские основы средневекового искусства, в том числе - витража. Она исследует неоплатонические мистические концепцию, особо популярной в сочинениях богословов и философов конца XII-XIII веков, согласно которым Бог есть свет, свет дает красоту вещам, а посредством чувственного созерцания красоты вещей дух созерцающего озаряется светом, подъемлется к свету, приближаясь к познанию Христа - истинного света, озаряющего мир.

Библиография

1. Губер А., Доброклонский М., Колпинский Ю. Искусство Франции// Всеобщая история искусств. Т. 2, кн. 1. - М.: Искусство, 1960.

2. Какое красок дивное соцветье..: Западноевропейские витражи и проектные рисунки к витражам XV-XVII веков: Каталог выставки в Государственном Эрмитаже. - С-Пб., 2002.

3. Курманн-Шварц Б. Готические витражи// Готика: Архитектура, скульптура. Живопись/ Под ред. Р. Томана. - М., 2000.

4. Лясковская О. А. Французская готика XII-XIV веков: Архитектура, скульптура, витраж. - М.: Искусство, 1973.

5. Мартиндейл Э. Готика. - М.: Слово, 2001.

6. Муратова К. М. Мастера французской готики XII-XIII веков: Проблемы теории и практики художественного творчества. - М.: Искусство, 1989.

7. Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в средние века. - Л.-М., 1964.

8. Ротенберг Е. И. Витраж// Искусство готической эпохи: Система художественных видов. - М.: Искусство, 2001.

9. Тяжелов В. Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе: Малая история искусств. - М.: Искусство, 1981.

10. Фулканелли. Тайны готических соборов: Пер. с фр., англ. - М.: REFL-book, K.: Ванлер, 1996.

На главную страницу
Hosted by uCoz