Шартр: архитектура, скульптура, витраж
Шартрский собор был посвящен Святой Деве и особо почитался, очевидно, потому что место, на котором он стоял, было местом паломничества еще в языческую эпоху: здесь существовало кельтское капище и бил священный источник, который сохранился в подвалах собора. Первый собор появился еще в IV веке и просуществовал до 743 года, вплоть до нашествия войска аквитанского герцога. Вновь отстроенному зданию не удалось пережить норманнского завоевания и в 853 году оно также погибло. Реконструкцию собора возглавил епископ Жильбер: при нем территория, отведенная под постройку, была расширена, и само здание получило статус городского кафедрального собора. В это время во Франции царствовал Карл II Лысый, который пожертвовал восстановленному собору драгоценную реликвию - Покров Богоматери.Предание утверждает, что именно этот покров был на Богоматери в момент рождения Иисуса Христа. В 911 году под стенами Шартра появились норманны. Тогда произошло первое чудо, связанное с Покровом. Шартрский епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вывесил Покров на городской стене и норманны, как свидетельствует старинная хроника, обратились в бегство.
Чудотворную "сорочку" девы Марии никто никогда не видел: ковчежец, в котором она хранилась, никогда не открывался. Он был вскрыт только во времена французской революции: в нем оказались сирийская ткань и украшенное изображениями львов покрывало, по отзыву экспертов, первого века нашей эры.
|
|
Еще несколько зданий сменяют друг друга. Долго сохранялся собор, построенный в XI веке. Однако он не уцелел в пожаре 1194 года, и сохранились лишь паперть, фасад и крипта, имевшие каменные своды. Поначалу пожар воспринимали как катастрофу, ибо думали, что вместе с храмом погибли и священные реликвии Богоматери. Но когда реликвии обнаружили в целости и сохранности, отношение к пожару резко изменилось: его истолковали как знамение, посредством которого Дева Мария выразила пожелание, чтобы ей возвели новый храм, прекраснее прежнего. Немедленно приступили к сооружению нового здания; для строительства использовали очень прочный песчаник, добывавшийся в каменоломнях Бершера, находившихся в 8 километрах от Шартра. Некоторые камни в нижних частях постройки достигают двух-трех метров в длину и одного метра в высоту.
|
Нотр-Дам де Шартр, освященный в 1260 году в присутствии короля Людовика IX и ставший первым в истории Франции собором, посвященным Деве Марии, является одним из лучших образцов "чистой" готики, с теми особенностями стиля, которые присущи французским средневековым постройкам. Его ценность состоит еще и в том, что он сохранился до наших дней практически нетронутым. Расположенный на высоком холме над городом, Шартрский собор получил название "Акрополя Франции". Возведенный храм стал не только самым большим из готических соборов того времени, но и самым величественным - во всем, вплоть до мельчайших деталей.
|
План нового собора был определен в отношении его длины и ширины планом предшествовавшего здания, в силу необходимости сохранить подземную крипту. На ее стенах, сделанных более мощными, было возведено новое здание. Ширина алтарной части продиктовала мастеру-строителю идею обширного трансепта, по сравнению с которым длина нефа о шести аркадах кажется совсем небольшой.
Ширина главного нефа в Шартре равна 16 метрам 40 сантиметрам, высота - 37 метрам 25 сантиметрам около фасада, 36 метрам 55 сантиметрам в трансепте. Всего же в соборе три нефа. Апсида Шартрского собор заканчивается двумя обходными галереями и тремя полукруглыми капеллами, между которыми находятся небольшие выступы, освещенные двумя окнами.
|
|
|
Снаружи собор выглядит подлинным воплощением монументальности. Огромные контрфорсы нефа в первую очередь служат демонстрацией могущества, а укрепление стен и поддержка сводов - лишь второстепенная их функция. Контрфорсы хора несколько легче, но базовая структура их остается неизменной.
|
Очевидно, архитектор понимал, что решает не просто конструктивную, но, главным образом, декоративную задачу, иначе он вряд ли разместил бы в контрфорсах деамбулатория невидимый извне стенной коридор, который превращает всю массивность конструкции в иллюзию, рассчитанную лишь на зрительный эффект.
Несмотря на то что своды шартрского собора больше по высоте, чем даже в Нотр-Дам-де-Пари, они не кажутся ни слишком огромными, ни слишком легковесными, но производят впечатление массивных и чрезвычайно мощных. Максимальная толщина шартрской колонны - 3,7 метров. В то же время интерьер собора в Шартре не лишен изящества: восьмигранные колонны в центральном нефе чередуются с круглыми; к круглым колоннам примыкают восьмигранные пилястры, а к восьмигранным - напротив, круглые. Поскольку это чередование сохраняется и в пучках пилястров, поддерживающих своды, то весь зал центрального нефа радует глаз своим утонченным ненавязчивым ритмом.
|
|
Самым важным изменением оказалось увеличение верхнего, оконного яруса - теперь, когда контрфорсы были отделены от внутренней вертикальной конструкции, окна можно было продлить вниз, в зону, которую ранее занимали эмпоры и галереи трифория, под крышей которых прежде прятали контрфорсы. Эмпоры почти сразу же исчезли из основной французской архитектуры, и пространство, которое они занимали, разделили между главной аркадой и верхним ярусом, обособленным теперь с помощью узкой галереи трифория. Важную роль в развитии этой схемы сыграл Шартрский собор.
Центральный неф был закончен к 1210 году, а в 1220 году весь храм покрыли сводами. Трансепт, хор с обходной галереей и капеллами, вероятно, был возведен между 1200 и 1230 годами.
На следующую страницу
На главную страницу
|