Витражи Шартра


Шартр: архитектура, скульптура, витраж

Мастера XII века определили в основном характер западного фасада собора. Фасад украшают три пышно декорированных великолепными каменными барельефами портала. Декорировка "королевского портала" относится к 1145-1155 годам. Над центральным порталом, чуть врезанным в толщу стены и поэтому прекрасно освещенном, расположены неглубоко поставленные высокие окна с полукруглым завершением. Над ними - роза XIII века. Центральную часть фасада венчает "галерея королей" работы начала XIV века. С западной стороны к зданию храма примыкают две башни, каждая высотой около 90 метров. Они мало похожи друг на друга. Более ранняя, северная башня была построена в 1134-1150 годах, а венчающий ее ажурный шатер, возведенный архитектором Жаном Тексие, был установлен только в 1513 году. Южная башня - "Старая колокольня" - выглядит гораздо более строго. Построенная в 1145-1165 годах, она сохраняет линии "чистой" готики и выдержана в едином стиле с основным зданием собора. Внутри башен - высокие квадратные залы, покрытые выпуклыми готическими сводами.

Именно в Шартрском соборе наиболее полно раскрылось мастерство ваятелей Иль-де-Франса. Хотя он является памятником зарождающейся готики, скульптуры его более раннего, королевского портала завершают собой развитие романского стиля. Трое врат близко сдвинуты и почти соприкасаются. В тимпанах боковых арок помещены симметричные композиции: "Мария с младенцем" (справа) и "Вознесение" (слева). Тимпан центральных врат украшен традиционным "Христос во славе".

Композиция тимпана - шедевр зрелого романского стиля. Фигуры, символизирующие четыре евангелия, свободно размещены вокруг изображенного в мандорле Христа. Плавный силуэт радует глаз спокойной одухотворенностью, утонченным изяществом игры легких, графически переданных складок одежды.

Тимпан центральных врат

Фигура Христа красиво выделена на фоне декоративно выразительных взмахов крыльев и упруго изогнутых тел грузного быка и льва, а также расположенных над ними более легких фигур ангела и орла. Беспокойная, с глубокими сочными тенями орнаментальная резьба, покрывающая эти фигуры, еще более оттеняет изящество образа Христа. На фризе под центральным тимпаном в строгом и спокойном ритме изображены апостолы, а по сводам арки, обрамляющей тимпан, в три ряда помещены 24 старца, предстоящие перед Христом.

Тимпан сочетает уравновешенность и четкость пластических форм порталов Прованса с тонкой и точной выразительностью графической резьбы, восходящей к бургундской школе, но освобожденной от свойственной ей сложности и запутанности. Самое важное художественное качество шартрских тимпанов - непередаваемый словами дух просветленной гармонии образа.

Статуи Королевского портала

Не менее интересны статуи пророков и предков Христа, расположенные по бокам трех входов западного фасада. Они размещены группами из трех и пяти фигур, подчеркивая такой группировкой нарастание торжественности композиций портала к центру. Статуи, помещенные на консолях, разделены тонкими стволами полуколонн. Удлиненные фигуры святых повторяют ритм столбов, драпировки их одеяний, вытянутые длинными тонкими параллелями, иногда расширяющимися по нижнему краю в скошенные складки воспринимаются почти как каннелюры или как продолжение резных узоров, которые заполняют поверхность пилястр между статуями.

Повторение линий создает впечатление единства и устойчивости, соответствующее серьезной строгости общего замысла. Здесь мало движения, и по виду фигур понятно, что они не общаются ни с друг другом, ни со зрителем. Однако удлиненность и общая условность форм не делают их фантастически невероятными, гротескными. Мастер в своем стремлении подчинить человеческие фигуры архитектурным формам проявляет необходимый такт и чувство меры.

Мастера, работавшие над скульптурным убранством Шартра в первой половине XIII века, мудро отказались от вмешательства в скульптурную композицию западного фасада, обретшую свой законченный вид в Королевским портале. Их творческая энергия нашла свою реализацию в своего рода беспрецедентном решении: оба боковых фасада, северный и южный, - каждый из них украшен трехпортальным скульптурным ансамблем с полным комплексом входящих в него пластических изображений, отражающих изменение вкусов.

Тонкость и удлиненность, характерные для XII века, ушли в прошлое. На их место пришли острые складки, подчеркивающие пустоту пространства между ними. Фасады трансептов выдают почерк двух различных художественных мастерских, руководимых разными творческими индивидуальностями. Строгий северный фасад с прекрасными, молчаливыми, полными сдержанности статуями пророков и предков Христа, еще отдающими дань архаизирующей стилизации Шартрской скульптурной школы XII века, в целом противостоит более зрелому и классицизирующему стилю южного трансепта.

Северный трансепт.Центральный портал Торжество Богоматери.Фрагмент с фигурами ветхозаветных персонажей

Особенный интерес представляют статуи, украшающие боковые срезы портала южного фасада, отличающиеся, хотя и несколько схематичной, но весьма острой передачей характеров: таковы скульптуры святых Григория, Иеронима, рыцарственно благородного Стефана и сурового Мартина. Так, образ святого Мартина бесспорно отмечен чертами сдержанной энергии и сосредоточенной сильной воли; в болезненно нервном лице святого Григория в большей мере переданы оттенки печальной думы. Простые жесты рук этих трех святителей, ритмически сопоставленные, взаимно усиливают пластическую выразительность всей группы и каждой фигуры в отдельности.

Центром второго этажа южного фасада является большая роза, вписанная в квадрат, как бы зажатая между двумя прямыми контрфорсами, увенчанными башенками. Роза покоится над пятью продолговатыми окнами с овальным завершением. Выше - простая по форме аркатура и небольшой фронтон. По сторонам центральной части расположены продолговатые окна, по четыре с каждой стороны. Надвратные арки разделены и фланкированы галереей, покрытой коническими крышами со статуями, стоящими между ее колоннами. Особенностью южного портала Шартра является облицовка стен верхнего этажа очень тонкими, поставленными близко одна от другой колоннами, создающими впечатление вибрирующей поверхности.

На следующую страницу

На главную страницу

Hosted by uCoz